Краткое содержание
Компетентные поисковые собаки должны быть точными, надежными и работать независимо от человека, но все же должны реагировать на команды Хендлера. Цель этого исследования состояла в том, чтобы выявить учебные факторы, которые способствуют производство компетентных поисковых собак. Путем онлайн опроса, при ответе на 177 вопросов была собрана информация о демографической ситуации, методах обучения послушанию, возрасте начало обучению, опыте дрессировщика и потраченном времени. Критерием успеха служили сертификация и достижения по работе. Методы положительного подкрепления использовали 72% хендлеров сертифицированных собак. Хендлеры женщины использовали методы обучения с положительным подкреплением чаще, чем мужчины (P=0.004). Ответы говорили о том, что предпочтение отдавалось раннему началу обучения послушанию и использованию положительного подкрепления, однако созревание собаки увеличивало использование принудительных учебных воздействий (P <0.001). Практически все Хендлера считали, что начинать обучение послушанию (86 %) и обучение проворству (55 %) следует с 6-и месячного возраста. Результаты показывают, что существует значительная связь между временем потраченным на тренировку и исполнительным успехом, - тренировка продолжительностью 4 часа или более каждую неделю гарантирует успешную сертификацию (P <0.001). Также было отмечено, что Хендлеры имеют больше опыта по общей дрессировке собак, чем опыта по подготовке поисковых собак (P = 0.05). Не смотря на то, что предпочитались и ассоциировались с исполнительным успехом положительные методы обучения, отмечена существенная связь между созреванием собак и увеличением принудительных методов воздействия.
Ключевые слова: поисковая собака, поисково-спасательная собака, демографический обзор, обучение, собака.
1. Поисковая команда состоит из Хендлера и его собаки. Команда сертифицируется путем осуществления слепых стандартизированных полевых тестов в таких дисциплинах как поиск по следу, обыск местности, поиск в лавине и обнаружение останков человека. Компетентные собаки поиска должны быть точными и надежными в определении их целевого запаха (Hammond, 2006; National Association for Search and Rescue [NASAR], 1999; Rebmann et al., 2000; Shaffer, 2008). Они должны быть уверенными, энергичными и легко приспосабливаться к различным видам окружающей среды, демонстрировать высокий драйв охоты и возможность работать без поводка, но всегда под контролем Хендлера – его голосовых или визуальных сигналов (Hammond, 2006). Контроль над поведением собаки достигается посредством обучения послушанию и является важным качеством (NASAR, 1999).
Есть три типа поисковых собак: собаки, которые ищут только живые объекты, собаки, которые ищут только останки человека и собаки, которые обучены искать и то и другое. У всех типов поисковых собак должно быть отличное поведение, чтобы сообщить своему Хендлеру об обнаружении и местонахождении целевого запаха. Это называется сигнальным поведением ("заключительное поведение ответа" "final response behavior") (Scientific Working Group on Dog and Orthogonal Detector Guidelines [SWGDOG], 2005). Целевые запахи благодаря классическому обусловливанию (образованию классического условного рефлекса), становятся отличительными стимулами, которые предсказывают важные последствия. Это достигается ассоциируя целевой запах с высоко значимой наградой, такой как игрушки, пища или игра. Так целевые запахи связываются с сигнальным поведением (заключительным поведением ответа). Сигнальное поведение, такое как посадка или укладка, обычно разучиваются отдельно, а затем соединяются с целевым запахом (Rebmann et al., 2000; SWGDOG, 2005).
Существует много успешных методов обучения нахождению целевых запахов (American Rescue Dog Association (ARDA), 2002; Bulanda, 1994; Hammond, 2006; Hammond and Morris, 2000; Rebmann et al., 2000). Если учесть, что эти методы, как доказывали, были эффективны, непонятно относительно того, почему есть проблемы с поисковыми собаками. Одна из проблем может заключаться в методологии, выбранной для обучения послушанию и проворству (Hiby et al., 2004).
Многие дрессировочные школы советуют не начинать обучение послушанию до тех пор пока собака не достигнет 5-6-и месячного возраста собаки (American Kennel Club (AKC), 2009) или пока не будет сформировано поисковое поведение. Однако по мере роста вес собаки увеличивается, ее игровое поведение становится интенсивнее и физически управлять собакой становится сложно. Hiby et al. (2004) пришел к заключению, что собаки дрессируемые при помощи метода основанного на награде, лучше реагируют на команды послушания. Исследователи не нашли корреляции между учебным послушанием и проблемами поведения (Jagoe and Serpell, 1996; Voith et al., 1992), но при этом не был проанализирован метод используемый для обучения послушанию. При помощи метод принудительного обучения можно достигнуть неплохих результатов; однако, служебные собаки, дрессируемые с принуждением, могут иметь более низкую работоспособность и часто находятся в состоянии стресса (Haverbeke et al., 2008). Существует несколько исследований что принудительное обучение менее успешно в достижении поведенческих целей и увеличивает вероятность появления проблем ((Ben-Michael et al., 2000; Clark and Boyer, 1993; Schilder and Van Der Borg, 2004; Tilling,2006). Поскольку обучение с использованием наказания может иметь множество отрицательных последствий, оно не рекомендуется American Veterinary Society of Animal Behavior (AVSAB, 2007).
Некоторые нежелательные формы поведения могут появляться в результате подавления других форм нежелательного поведения, в результате формирования создающих отвращение ассоциаций (aversive associations), например к Хендлеру, который может становиться предсказателем (условным раздражителем) наказания (Schilder and Van Der Borg, 2004; Sidman, 1989).
Существует достаточно много исследований посвященных взаимодействию собаки и владельца и реакциям собак на команды послушания в зависимости от индивидуальных особенностей собаки (Bennett and Rohlf, 2007; Kubinyi et al., 2009; Schwab and Huber, 2006)… Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что при наличии поведенческих проблем, обучение послушанию приводит к улучшению взаимоотношений человека и собаки. Однако результаты этих исследований нельзя экстраполировать на поисковых собак, особенно с целью повышения их компетентности и исполнительного успеха. Хорошее послушание возможно не всегда пойдет на благо поисковой собаки, например, подчинение команде связанной с послушанием может привести к тому, что собака оставит точку выхода целевого запаха.
На поисковых собаках было проведено немного исследований (Komar, 1999; Lasseter et al., 2003; Lit and Crawford, 2006) и в них не сообщалось о методах обучения и влияния этих методов на эффективность работы и успешность сертификации.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы на основе анализа информации, полученной от хендлеров, определить влияние указанных выше факторов на поисковую работу.
Мы выдвигаем гипотезу, что, поскольку собака взрослеет и увеличивается в размере, это приводит к увеличению использования принудительных воздействий и методов, чтобы достигнуть успешного послушания. Мы также выдвигаем гипотезу, что методы обучения послушанию и проворству, связаны с будущим успехом поисковой работы собаки…
2. Материалы и методы
2.1. Объекты
При опросе через интернет были получены 212 анкет к 30 апреля 2008 года, однако от 35 из них отказались из-за неполной информации… таким образом анализировали данные 177 анкет. Среди опрошенных были Хендлеры и не сертифицированных собак.
2.2. Инструмент обзора Survey instrument
Вопросы были сформированы при обсуждении их с более чем 20 опытными инструкторами SAR USA. После проведения пилотного исследования с 10 Хендлерами, были внесены некоторые поправки… В Таблице 1 представлены общие данные.
Вопросы относительно собачьего возраста и использованных методик (технических средств дрессировки) находятся в Таблице 2. Категории возраста были определены с учетом стадий развития и принятого мнения заводчиков (Scott, 1958) (O'Kelley, 1978). Чаще всего от груди щенков отнимают в возрасте 6 недель, хотя некоторые отнимают и в 4 недели. Заводчики – любители, часто ссылаются на популярную публикацию (O'Kelley, 1978) которая советует не отделять щенков друг от друга до окончания конца 7-ой недели, раздавая и распродавая их с 8-ой недели. Тем не менее, обычно используемые рабочие породы содержатся вместе до 9 – 10-й недель – до тестирования зрения и раздаются по другим домам между 10 и 12-й неделями возраста.
Таблица 1. (Общие вопросы и ответы)
Вопросы |
Ответы |
Категории ответа |
Мой возраст |
2% |
18-25 лет |
19% |
26-35 лет |
27% |
36-45 лет |
27% |
46-55 лет |
21% |
Более чем 56 лет |
4% |
Не указано |
Мой пол |
32% |
Мужской |
68% |
Женский |
Порода моей собаки или помесь, каких пород? |
|
|
Пол моей собаки |
18% |
Кобель |
32% |
Кастрированный кобель |
6% |
Сука |
44% |
Стерилизованная сука |
Пожалуйста, укажите дисциплины (курсы) по которым Вы дрессировали собаку, и где собака достигла уровня сертифицирования |
12% |
Поиск по запаховой дорожке |
34% |
Поиск в лесу |
0% |
Поиск на лавине |
28% |
Поиск останков человека |
10% |
Поиск утопших |
9% |
Поиск живых людей в завалах |
0,5% |
Поиск мертвых людей в завалах |
6,5% |
Не ответили |
Какие национальные агентства сертифицировали вашу собаку? |
36% |
NASAR |
13% |
NNDDA |
9% |
FEMA |
7% |
NASDN |
9% |
IPWDA |
9% |
NAPWDA |
5% |
TASK |
0% |
USPCA |
4% |
ARDA |
8% |
Другие |
Сколько времени вы работаете с собаками? |
16% |
Меньше чем 5 лет |
23% |
От 5 до 10 лет |
25% |
От 10 до 20 лет |
36% |
Более чем 20 лет |
Сколько времени вы работаете Хендлером поисковой собаки? |
38% |
Меньше чем 5 лет |
29% |
От 5 до 10 лет |
24% |
От 10 до 20 лет |
9% |
Более чем 20 лет |
Три - шесть месяцев считают стадией юности, а обучение послушанию рекомендуют начинать не ранее 6-и месяцев, следовательно создаем категорию от 6 мес до 1 года. Собаки 1-2 года возраста считают молодыми половозрелыми, почти достигающие величины характерной породе, но могут все еще увеличиваться в весе. Считается, что к этому возрасту по поведению уже можно отобрать хороших кандидатов в поисковые собаки. Многие агентства начинают дрессировку собак в возрасте от 1 года до 2 лет. Собаки старше 2 лет должны полностью соответствовать породе по размеру и весу.
Таблица 2.
Вопросы |
Ответы |
Категории ответов |
Отметьте технические средства дрессировки, которые бы вы использовали для обучения собаки моложе 4 месяцев |
143 |
Обычный ошейник |
79 |
Поводок |
11 |
Грудной ремень |
25 |
Мартингал (часть упряжи) |
13 |
Недоуздок |
25 |
Рывковый ошейник |
20 |
Строгий ошейник |
13 |
Электронный ошейник |
25 |
Другое |
Отметьте технические средства дрессировки, которые бы вы использовали для обучения собаки в возрасте от 4 месяцев до 1 года |
143 |
Обычный ошейник |
86 |
Поводок |
13 |
Грудной ремень |
35 |
Мартингал |
21 |
Недоуздок |
61 |
Рывковый ошейник |
65 |
Строгий ошейник |
36 |
Электронный ошейник |
22 |
Другое |
Отметьте технические средства дрессировки, которые бы вы использовали для обучения собаки в возрасте от 1 года и старше |
145 |
Обычный ошейник |
90 |
Поводок |
19 |
Грудной ремень |
38 |
Мартингал |
24 |
Недоуздок |
67 |
Рывковый ошейник |
92 |
Строгий ошейник |
62 |
Электронный ошейник |
25 |
Другое |
С какого возраста вы начинали обучать собаку каким-либо навыкам послушания (посадка, укладка, подход по команде)? |
4% |
Менее чем с 6-и недельного возраста |
30% |
Между 6 и 8 неделями возраста |
22% |
Между 8 и 10 неделями |
17% |
Между 10 и 12 неделями |
13% |
Между 3 и 6 месяцами |
7% |
Между 6 месяцам и 1 годом |
6% |
Между 1 и 2 годами жизни |
1% |
После 2 лет жизни |
С какого возраста вы начинали обучать собаку проворству? |
2% |
Менее чем с 6-и недельного возраста |
8% |
Между 6 и 8 неделями возраста |
9% |
Между 8 и 10 неделями |
12% |
Между 10 и 12 неделями |
24% |
Между 3 и 6 месяцами |
26% |
Между 6 месяцам и 1 годом |
17% |
Между 1 и 2 годами жизни |
1% |
После 2 лет жизни |
Методы дрессировки, используемые для обучения послушанию и проворству и затраченное время, приведены в Таблице 3.
Таблица 3.
Вопросы |
|
Какое определение лучше всего описывает метод, которым вы пользовались для обучения новому поведению послушания, как посадка? |
13% |
Ждете поведение, чтобы отметить поведение кликером или голосовой репликой, и предложить пищу или игрушку в награду. |
55% |
Инициируете посадку пищевой или игровой мишенью, отмечаете поведение кликером или голосовой репликой, и предлагаете награду. |
19% |
Подаете голосовую реплику на посадку, мягко принуждаете щенка к посадке, и затем вознаграждение положение посадки |
10% |
Подаете голосовую реплику на посадку, в то же время усаживаете, мягко потягивая за ошейник и подталкивая в области крестца, вознаграждаете положение посадки |
3% |
Подаете голосовую реплику на посадку, в то же время стимулируете с помощью электронного ошейника, после вознаграждаете собаку за поведение. |
Пожалуйста, идентифицируйте заявление, которое лучше всего описывает метод, который Вы используете для того, чтобы преподавать новое поведение проворства |
56% |
Завлекаете собаку в, на или через объект пищей |
22% |
Завлекаете собаку в, на или через объект игрушкой |
19% |
Используете поводок, чтобы завести собаку в, на или через объект |
2% |
Используете стимуляцию электронного ошейника чтобы завести собаку в, на или через объект |
Какое количество времени еженедельно, вы тратите на обучение собаки обнаружению целевого запаха, послушанию и/или проворству? |
4% |
От 0 до 2 ч в неделю |
30% |
От 2 до 4 ч в неделю |
45% |
От 4 до 8 ч в неделю |
21% |
Более чем 8 ч в неделю |
|
|
|
Поскольку различные типы технических средств могут увеличить способность дрессировщика физически инициировать поведение, хендлеров попросили указать типы оборудования которое они использовали для различных возрастных групп собак. Выбор оборудования был категоризирован для статистического анализа как пассивный или активный с точки зрения механизма действия (таблица 4). Обычные ошейники с застежками считали стандартными и с ними сравнивали другие средства, для того, чтобы определить обеспечивают ли они преимущество для Хендлера. Также рассматривали дискомфорт по поведенческим реакциям на средства дрессировки. Оборудование было категоризировано как пассивное, если оно вызывало минимальный дискомфорт и не давало Хендлеру механического преимущества. Оборудование было категоризировано как активное, если оно давало Хендлеру преимущество перед собакой независимо от ее веса и приводит к умеренному или серьезному дискомфорту.
Таблица 4. (Классификация оборудования с точки зрения механической силы)
Тип ошейника |
Функциональная оценка |
Пассивный |
Или никакого или ограниченное механическое действие с ограниченным дискомфортом |
Нет |
Не механический |
Buckle |
Не механический, относительно мягкий |
Harness |
Не механический, относительно мягкий, воздействует наятжением |
Front Pull Harness |
Ограниченно механический, не очень мягкий, возвращающий |
|
|
Активный |
Механическое действие от умеренного к серьезному дискомфорту |
Head Halter |
Механический, сила рычага |
Slip |
Механический, сила удушения |
Pinch |
Механическая, ограниченное удушение и давление |
Electronic |
Механический, электрическая стимуляция |
Методы дрессировки были категоризированы или как методы положительного подкрепления или как методы принуждения (Таблица 5).
Таблица 5. (Классификация и определение методов дрессировки, используемых, для обучения послушанию и проворству)
Метод |
Техника дрессировки |
Положительное подкрепление |
Фиксация (подлавливание) - дрессировщик вознаграждает животное за непосредственное поведение, когда оно предлагается. |
|
Соблазнение (наведение) – кисочек пищи (пищевое подкрепление) используется, чтобы навести собаку на нужное поведение. |
|
Формирование - начинается с подкрепления все более похожих форм поведения. |
|
Посредством подкрепления последующих элементов поведения угашаются предыдущие элементы и таким образом достигается поведенческая целью. |
|
|
Принуждение |
Физическая манипуляция – чтобы достигнуть нужного поведения, к собаке применяется физическая сила, что может привести к дискомфорту. |
|
Механическая сила - чтобы достигнуть нужного поведения, к собаке применяется физическая или электрическая сила, что может привести к дискомфорту. |
Методы положительного подкрепления включали в себя подлавливание, наведение и формирование. Методы принуждения были определены как методы, использующие механическую силу, чтобы физически вызвать поведение во время обучения.
2.3. Анализ
Для анализа данных была использована SPSS
3. Результаты
3.1. Анализ общей информации
Самая большая часть хендлеров, 54 %, была в возрасте от 36 до 55 лет, однако не было найдено никакой связи между возрастом и исполнительным успехом. 32 % Хендлеро были мужчинами и 68 % были женщинами. Пол оказывал значительное влияние на тип выбранного метода для обучения послушанию. Метод положительного подкрепления был выбран 76 % Хендлерами - женщинами и только 54 % мужчин выбрали его.
Наиболее распространенной породой среди подготовленных собак был немецкая овчарка, у 33% хендлеров, обладающих спортивными, пастушьими и другими рабочими породами вес собак составлял около 18 кг (Таблица 6).
Таблица 6. (Породы собак, используемые для поиска)
|
Breed |
Reported canines |
German Shepherd Dog |
33% |
Labrador Retrievers |
16% |
Mix breeds |
10% |
Border Collies |
8% |
Golden Retrievers |
8% |
Belgian Malinois |
7% |
Bloodhounds |
7% |
Various Other Breeds3 |
7% |
Doberman Pinschers |
3% |
Australian Shepherds |
1% |
Various Other Breeds: Belgian Sheepdog, Chesapeake Bay Retriever, Flat Coated Retriever, Rhodesian Ridgeback, English Shepherd, German Short Haired Pointer, Springer Spaniel, Weimaraner, Viszla, Pit Bull and Newfoundland.
|
|
|
Таблица 7. (Кинологический опыт хендлеров) |
|
|
|
Number of years |
Previous canine |
SAR canine |
|
training experience |
training |
|
|
experience |
Less than 5 years |
16% |
38% |
Between 5 and 10 years |
23% |
29% |
Between 10 and 20 years |
25% |
24% |
More than 20 years |
36% |
9% |
Никакой связи не было найдено между определенной породой или полом и учебном методе. Мы не пытались найти связь между породой или полом и исполнительным успехом. Опрос показал, что 95 из опрошенных 177 хендлеров получили сертификацию при помощи 18 различных агентств. Некоторые Хендлеры отмечали, что сертифицировали собак более чем через одно агентство. Наибольшее количество сертификатов было выдано NASAR - 36 % (Таблица 1).
Увеличение времени опыта дрессировки собак, было обратно пропорционально времени связанного с подготовкой поисково-спасательных собак SAR…
Никакой связи не было найдено между общим кинологическим опытом, опытом работы с поисково-спасательными собаками и получением сертификаций. Хендлеры имели больше общего кинологического опыта, чем опыта работы с поисково-спасательными собаками (Таблица 7).
3.2. Возраст и средства дрессировки
Для каждой возрастной группы собак, Хендлера могли использовать более чем один вид дрессировочного оборудования. Limited slip (Martingale) (ограниченная удавка, удавка с ограничителем?) ошейник был исключен из статистического анализа из-за неоднозначного характера воздействия и дискомфорта. Была найдена значительная ассоциация (X2 =54.043, df=2, P <0.001) между увеличением возраста собаки и возрастанием частоты использования Хендлерами активных средств дрессировки.
Опрос показал, что большая часть хендлеров (72%) отдает предпочтение раннему началу обучения послушанию – ранее 12 недельного возраста (Рис. 2). Хендлеры (81 %) также указали что начинают обучение проворству на первом году жизни собак. Однако, в отличии от начала обучения послушанию только 55% хендлеров начинали обучение проворству до достижения собаками 6-и месячного возраста.
3.3. Методы дрессировки и количество затраченного времени
Из 177 хендлеров сертификацию имели только 95. 72% хендлеров из имеющих сертификацию предпочитали использовать методы положительного подкрепления и только 28% хендлеров предпочитали использовать методы принуждения.
Учитывая общие рекомендации, собаки, работающие по детекции запахов должны тренироваться как минимум 4 ч в неделю (Fleck, 2009)… При анализе данных, была найдена ассоциация между количеством тренировочным временем в неделю большим чем 4 ч с получением сертификата (X2 = 16.379, df = 1, P <0.0001). G test подтвердил ассоциацию (Г =16.633, df = 1, P <0.001)… 80% хендлеров имеющие национальные сертификаты тратили более чем 4 ч на тренировки в неделю и только 20 % хендлеров тратили менее чем 4-ч на тренировки в неделю.
4. Обсуждение
хендлеров – женщин было в 2 раза больше чем хендлеров – мужчин. Большая часть женщины – волонтеры и наоборот, Хендлеры находящиеся на службе – мужчины. Женщины чаще, чем мужчины предпочитают положительные методы дрессировки… Никакой связи не было найдено между породами собак или их полом и исполнительным успехом... Скорее нужно искать не лучшую породу или предпочитаемый пол, а индивидуальные качества собаки, такие как экологическая уверенность, «нервная сила» и поведение поиска награды, такой как игрушка, которое называется «драйвом» или «мотивацией» (Brownell et al., 2002), что, в любом случае, требует дополнительного исследования.
NASAR оказался самым популярным сертификационным агентством. Одной из причин этого является доступность, NASAR не требует, чтобы Хендлеры были связаны с правоохранительными органами или организациями…
Мы не встречали исследований, о том как влияет опыт Хендлера на работу собаки, по умолчанию предполагается, что Хендлеры с предыдущим кинологическим опытом, будут более успешны по сравнению с Хендлерами с меньшим опытом работы. Однако, мы не нашли зависимость между успешной работой собаки и предыдущим кинологическим опытом Хендлера. Это может свидетельствовать, что общий кинологический опыт не обязательно влияет на подготовку поисково-спасательной собаки...
Мы предполагали, что более крупные и физически более сильные собаки заставляют хендлеров обращаться к методам принуждения и более жестким средствам дрессировки таким как рывковая цепочка, удавка, строгий или электронный ошейники, чтобы получить физический контроль над собакой, чтобы заставить реагировать исполнительно на команды послушания. Это предположение подтвердило наше исследование…
Мы специально не анализировали вес поисково-спасательных собак, но в среднем их вес колеблется от 13 до 34 кг… Собакам, которые весят меньше 13 кг, бывает трудно выполнять некоторые упражнения. В связи с тем, что увеличивающая по мере роста масса собаки требует применения методов принуждения, полезно начинать обучение послушанию раньше, когда еще можно справиться собакой без принуждения. Должно быть проведено дополнительное исследование о влияние принудительных методов дрессировки на поисково-спасательную работу…
Существует много, но не подтвержденных исследованиями данных, утверждающих, что для обучения послушанию методы с положительным подкреплением лучше чем методы принуждения. Одним из аргументов в поддержку методов с положительным подкреплением является тот факт, что при этом собаки продолжают реагировать на целевой запах, даже если это поведение противоречит командам Хендлера. Многие Хендлеры, которые использовали методы принуждения понимают, что их собаки не способны к такому уровню неповиновения… Любой тип обучения обнаружению целевого запаха, основан на образовании биологически важной ассоциации целевого запаха с подкрепителем, поэтому использование команд, ранее связанных с аверсивными событиями может привести к отрицательному влиянию на поисковую собаку. А известно, что неприятные ассоциации чаще связаны именно с обучением послушанию методом принуждения.
Schilder and Van Der Borg (2004) также отмечали, что аверсивные ассоциации влияют на деятельность собаки. Собаки, как правило отбираемые для вооруженных сил или полиции, чрезвычайно уверены (психически сильны) (Svartberg, 2002), и могут очень хорошо работать даже несмотря на резкое принуждение… Только одно исследование было посвящено сравнению методологии послушания и исполнительного успеха и заключалось (оценивалось) в способности собак удовлетворительно выполнить команды Хендлера Hiby et al. (2004). Hiby et al. (2004) нашли, что успех обучения послушанию был связан с методами положительного подкрепления, не методов принуждения…
Хендлеры, которые тренировали своих собак более 4 часов в неделю, имели значительно больше шансов сертифицировать свою собаку. Как показали исследования (Fleck, 2009) собаки детекторы должны тренироваться как минимум 4 часа в неделю. В действительности поисковые собаки принадлежащие правоохранительным органам тренируются гораздо больше (Kristofeck, 1991). Но собаки волонтеров тренируются меньше…
5. Заключение
Наше исследование показало, что метод положительного подкрепления наиболее подходящий метод для подготовки поисково-спасательных собак. Возраст собаки влияет на тип средств дрессировки и метод обучения послушанию. С возрастом собаки возрастает частота использования методов принуждения. Для успешного достижения сертификации, объем тренировки должен быть больше чем 4 часа в неделю.
|